Страница обновлена 25.04.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Солнышко" г. Данилов Ярославской области

Страница обновлена 25.04.2024
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Солнышко" г. Данилов Ярославской области

Горюнова Татьяна Алексеевна

Размышления о том, чему учить и как учить...

Кажется, так недавно, или очень даже давно, я набрала свой первый выпуск…

Не так много впечатлений и моментов есть в нашей жизни, которые мы запоминаем и ощущаем, затем, на протяжении всей жизни. Это был тот самый день… День, когда в группу вошли мои первенцы.

Правильно говорят, что нельзя произвести первое впечатление второй раз. Именно с этого момента, когда открывается дверь, и на пороге стоит мать со своим чадом, завязываются отношения между воспитателем и ребенком.

Кем надо быть и каким надо быть, чтобы ребенок, пусть и неуверенно, но все же оторвался от мамы и вложил свою ручку в руку воспитателя?

Если мы говорим о детях раннего возраста, то ответ очевиден: надо стать для каждого ребенка группы мамой – тем человеком, которого ребенок примет всем своим существом и будет ему безгранично доверять. Что может помочь воспитателю, заслужить доверие 20 малышей? Совершенно справедливо – любовь.  Нежная и трепетная любовь, как к своему собственному ребенку.  Иначе ничего не выйдет, не получится понять, принять и прочувствовать мир детской души.

Идет время… и мы подросли. Вы замечаете, что воспитатель о своих воспитанниках, точно так же, как и мать рассказывая о своем ребенке, всегда говорит «мы»:

  – Мы все  уже научились есть ложкой самостоятельно, ура!

 - Мы уже правильно умеем держать в руках ножницы!

 - Мы уже хорошо одеваемся сами!

И это действительно так, с течением времени дети и воспитатель становятся одним целым. Наши воспитанники, как и наши дети, это отражение нас самих.

 С течением времени каждый ребенок начинает ощущать себя частью дружного коллектива, чувствует свою необходимость и уникальность. Любая совместная деятельность детей и педагога, будь то игровая или образовательная, способна сплотить детский коллектив в одно целое, но в то же самое время может помочь  раскрыться каждому ребенку, понять самого себя. Чтобы увлечь детей, изначально, должен быть увлечен сам педагог. Только в этом случае, на мой взгляд, польза будет для всех: педагог получит удовлетворение от своей деятельности, а дети – общение, возможность узнать что-то новое, развитие, радость творчества. Наиболее трудным, но одновременно и интересным, стал для меня период «взросления» моих воспитанников.  И всего-то 5 – 6 лет, но, каждый, уже, – личность со своими интересами, потребностями, желаниями и нежеланиями что-либо делать.

 Вспоминается высказывание Л. Н. Толстого: «От пятилетнего до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – громадное расстояние». Действительно, 5 – 6 лет, тот рубеж, до которого необходимо как можно больше вложить в детскую голову! И не только готовых знаний, но научить думать, научить принимать решения, научить нести ответственность за свои поступки.

Что по-настоящему  пугает меня в людях, так это безразличие.

 Безразличие к ближним, безразличие к событиям, происходящим вокруг.  Именно поэтому я стараюсь разглядеть и помочь воплотить в жизнь детские стремления. Пытаюсь сделать так, чтобы ребенок смог прочувствовать ту или иную ситуацию; и пусть он пока не в силах еще что-то изменить, пусть даже затрудняется выразить свои переживания в речи, главное – помочь пропустить через себя определенный эпизод художественного произведения или же своей жизни. В будущем, это поможет ребенку дать эмоциональную оценку конкретной ситуации,  составить обо всем свое собственное мнение.  

 У моего «небезразличия» есть конкретный возраст – 9 лет, именно столько было мне, когда произошел этот случай. Я сидела и смотрела телевизор (не помню что это было: мультики, кино, передача про животных…), а моя младшая сестра, который на тот момент было 3 года, громко плакала на веранде. Это продолжалось в течение нескольких минут. Потом в комнату вошла мама, ведя за собой плачущую сестренку. Она спросила, слышала ли я плач сестры? Я сказала,  что слышала. И тогда мама задала вопрос, над которым я впоследствии долго думала: «Почему же ты не подошла к ней?». Действительно, почему?

   Почему одни люди вырастают заботливыми, внимательными, чуткими, а другие нет? Кто за это в ответе: родители, педагоги или кто-то еще?

Часто  задумываюсь над тем, достойный ли я пример для своих детей? Все ли я делаю правильно? Не проглядела ли я чего-то действительно важного в нашей динамичной жизни?

На сегодняшний день, меня, и как педагога, и как мать, волнует вопрос занятости детей. В преддверии  школы родители, как правило, начинают активно заниматься дополнительным образованием своих чад. В нашем городе, к счастью, есть из чего выбрать. Для меня, как для педагога, встает вопрос, как сделать так, чтобы ребенок в силу своей занятости и активного узнавания всего нового в других образовательных организациях,  не утратил интереса к образовательной деятельности внутри детского сада. Современному педагогу необходимо продумывать содержание  и подходы к реализации различных видов деятельности, находить такие формы работы, чтобы каждый день прожитый ребенком сегодня, отличался от того, который будет завтра, тонко чувствуя при этом эмоциональное и физическое состояние каждого ребенка, его способность воспринимать, действовать, находить пути познания, узнавать, применять полученные знания в реальной жизни. Все это нужно для того, чтобы в столь стремительно меняющемся современном мире (моя дочь в 6 лет мечтает о планшете и смартфоне, а мои родители в этом возрасте, еще не слышали слова компьютер…), ребенок чувствовал себя комфортно.

В настоящее время я начинаю задумываться о том, что, по прошествии полугода, мне придется расстаться с моими воспитанниками. Впереди их ждет школа…

Получилось ли у меня быть для них примером? Смогла ли я проникнуть в детские души? Какой я им запомнюсь? Время покажет…

Был ли в моей жизни такой человек? Да, мне посчастливилось прожить часть своей жизни рядом с таким человеком, и пусть осознание этого пришло позднее, но личность учителя,  безусловно,  оказала влияние на меня.

Так кем надо быть и каким надо быть, чтобы работать с детьми?

Любящим, увлекающимся и способным увлечь, постоянно работающим над собой, небезразличным, тонким психологом детских душ …

На мой взгляд, с детьми должны и имеют право работать самые лучшие люди во всех отношениях. Невозможно переоценить ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Учат ли и можно ли научить этому в ВУЗах? Или же это призвание?

Был ли прав  Адольф Дистервег, говоря о том, что «воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт»?

Консультации для родителей и педагогов:

Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников

Учимся говорить правильно

Пальчиковый театр в жизни ребёнка

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

О семейном чтении, его роли в воспитании

Памятка для родителей о подготовке к школе

Конспект литературной викторины "По страницам книг Николая Носова" (февраль 2024 г.) и презентация к викторине